Или как я поседел в 33 года | |
|
| Маркетологи — о том, что их волнует в маркетинге прямо сейчас. | |
| Алексей РожковСЕО креативной редакции Рыба | | | | Сначала тебе не понравится делать агентство. Но если выживешь — будет кайф.
|
Если ты автор или редактор, у которого всё хорошо с заказами, рано или поздно накатит мысль: а почему бы не стать предпринимателем? Как правило, на выпускных вебинарах в наших Стажировке и Качалке это один из самых частых вопросов: «А куда дальше расти редактору — делать агентство?»
|
Так вот, я честно отвечаю: подумайте тысячу раз, потому что подводных камней много. В разы, а то и в десятки раз больше, чем проблем у наёмного исполнителя.
|
Теперь ты знаешь, как чувствует себя килька в банке
| Да, в собственном агентстве есть определённый кайф, но за всем этим много проблем, которые не каждому будут по зубам. Итак, погнали сыпать соль на ранки.
| Самое сложное в управлении агентством — сюрприз — управление
| Что хорошо в найме или фрилансе — чем больше и лучше работаешь, тем больше у тебя денег. Ну, чаще всего. В собственном деле твой заработок в большей степени зависит от других людей — тех, кого ты нанимаешь. И, соответственно, от их проблем, настроения и самочувствия.
|
Теперь тебе приходится не просто нанимать людей, а постоянно заботиться о них, предугадывать проблемы, работать над взаимным доверием и уважением. Ты больше не можешь с кем-то поругаться, потому что не выспался. Завтра некому будет защищать проект перед клиентом.
|
Отвлекаешь главреда, чтобы он не стал мониторить вакансии
|
Конечно, можно просто прописать правила и выгонять тех, кто им не следует. Некоторые так делают, но не мы в Рыбе. Вы сразу поймёте, почему так нельзя, как только попробуете найти кого-то крутого в море рабочей силы.
|
Самое обидное — деньги. Они постоянно куда-то исчезают
|
Первая пропасть — оплата хороших специалистов. Мы уже поняли, что без них никуда. Но даже если вы будете их растить, как мы в Рыбе, всё равно придётся хорошо платить, придумывать премии и бонусы. Потому что иначе их в мгновение ока СОЖРЁТ ОДИН ИЗ БАНКОВ. Эти пылесосят всех более менее толковых редакторов в свои райские сады с бесплатными ноутбуками и массажем в обед.
|
Большой жёлтый банк пылесосит твоего реда к себе в корпоративное рабство. Ред в шоке
|
Хороший редактор — это минимум 100 тысяч, главред — от 150 тысяч. А чтобы хороший редактор не страдал, ему нужны хорошие авторы. А это от 5 тысяч за текст. Всё это надо потом заложить в себестоимость услуг. Рыба только постоянным редакторам платит почти 4 млн в месяц.
|
При этом возникает дилемма: что, если просели обороты? Увольнять? А откуда потом брать? В итоге начинающее агентство, пока не наберёт достаточный оборот и запас прибыли, может несколько месяцев в год работать в ноль, чтобы сохранить драгоценную команду.
|
Кстати, это больно. Но я именно за такой подход, а не за мгновенную оптимизацию в виде увольнений. Лучше потерпеть, чем потерять драгоценный производственный потенциал.
|
Вторая пропасть — маркетинг. Интересная штука в том, что для роста автора достаточно небольшого потока лидов: пара новых проектов в месяц — уже норм. Для агентства входящий поток лидов должен быть в десятки раз больше. Например, нам пишут примерно 100 новых клиентов каждый месяц.
|
Чтобы привлекать в таком темпе проекты, надо тратить деньги на рекламу.
|
Рыба вкладывает деньги только в собственный контент. Мы давно поняли, что и в битусишной части с курсами, и в битубишке у нас лучше всего работает контент-маркетинг. Над нашим контентом работает семь человек: контент-маркетолог, два редактора, контент-менеджер, иллюстратор, дизайнер. На их зарплаты и оплату работы авторов мы тратим примерно 800 тысяч каждый месяц. Ещё 150 тысяч — на рекламный бюджет для привлечения новых подписчиков.
|
И эти люди не обеспечивают редакцию прибылью в моменте, они работают на будущее. То есть контент окупается когда-то потом, а сейчас ты просто инвестируешь. Каждый месяц почти миллион.
|
Кстати, ещё про деньги. Шок в том, что с ростом агентства падает его рентабельность, потому что к производству добавляется всё больше трат на маркетинг и сопутствующую команду: помощников, секретарей, бухгалтеров и курьеров.
| В итоге если с тремя-четырьмя редакторами на старте ты можешь делать оборот в 1,5 млн и зарабатывать 400–500 тысяч, то при выручке в 7–8 млн и командой из 15–20 человек ты будешь в норме получать всего миллион, а не 2,5 млн, как, казалось бы, должно быть. |
А мог бы просто получать зарплату без такого головняка.
|
Когда ты в найме, ты ничем не рискуешь. Даже на фрилансе вероятность получить штраф от налоговой минимальна. Как только ты открываешь ИП, ты лакомый кусочек для государства. И об этом мало кто думает.
|
Ладно, бывает хуже, и в России не самые жёсткие штрафы и налоговые обязательства, но они есть. И они намного больше, чем просто выплата НДФЛ. Если есть наём — будь добр плюс 40% к зарплате. Самозанятые — докажи, что это не трудовые. А ещё отчёты!
|
В конце 2022 года, когда я работал над запуском Рыбы, мне пришло письмо счастья. В нём ФНС просила рассказать, почему я заплатил за год больше 25 млн рублей самозанятым. Шок, седые волосы в 33 года. В итоге по всей стране в региональные УФНС вызвали почти 100 человек, с которыми я работал. А я три раза приезжал на ковёр и рассказывал серьёзным тётям, что такое редакция и как работает диджитал. И почему у меня в городе нет ни одного сотрудника.
|
Вспоминаешь слово «вечность» на допросе ФНС
|
В итоге всё хорошо: я объяснился, и меня отпустили. За три недели разборок я похудел на 10 кг и знатно перепугался, потому что речь была о 8 млн доначислений. Хорошо, когда ты ничего не нарушаешь.
|
Уже говорил, что в найме такого нет?
|
Самое бесячее — сервисы и процессы
|
Львиную долю твоего времени теперь занимают попытки оптимизировать и автоматизировать работу. Иначе всё превратится в снежный ком и развалится. Каким таском и мессенджером пользоваться, где вести список договоров, какую CRM взять и как её настроить, какие поля о клиентах хранить, что делать с диском — Яндекс или Гугл?
|
Кстати, про Гугл. Сервисы отключаются, пропадают, надо думать над заменой. А ещё команда всегда воспринимает в штыки любые твои попытки навести порядок. В общем, а-а-а-а-а-а-а!
|
В итоге в Рыбе сформировался какой-то симбиоз контроля и свободы, когда я успеваю контролировать только работу главредов, а они уже сами, как им удобно, решают вверенные задачи.
|
Почему Рыба вообще появилась на свет? Потому что даже партнёрство, не говоря о найме, не даёт нужного уровня свободы. Всё равно ты зависишь от чьих-то ещё решений, и не всегда эти решения хорошие или вообще адекватные.
|
Поэтому в первую очередь кайф собственного агентства — полная свобода в выборе инструментов, действий, процессов, способов общаться с клиентами и сотрудниками. Свобода в выборе времени работы и отдыха, свобода в выборе проектов.
|
А ещё собственный бренд, который ты развиваешь, делаешь известным — завоёвываешь награды, растёшь в рейтингах, получаешь заказы от корпораций, знакомишься с топовыми менеджерами, видишь, как годовой оборот подбирается к сотне миллионов.
|
Да, это большая ответственность перед множеством людей, но в этом и весь кайф.
|
| | А вы планируете открывать агентство? Или оно уже у вас есть? Поделитесь своим опытом в ответном письме. | | | | 5 бизнес-идей с минимальными вложениями | Чтобы запустить собственное дело, необязательно иметь на счету миллионы (и агентство — это не единственный вариант). Собрали 5 идей для бизнеса без крупных вложений, которые могут стать хорошим стартом для начинающего предпринимателя. | |
Кому подойдёт. Экспертам в любой нише, которые хотят делиться опытом и зарабатывать на этом. | |
Бюджет на старте. Зависит от масштабов школы и размера команды. Например, чтобы запуститься одному, потребуется оплатить подписку на платформу для размещения обучающего курса и рекламу для привлечения клиентов. | |
Кому подойдёт. Любому, кто любит публично выступать и легко находит общий язык с людьми. | |
Бюджет на старте. Запуститься в одиночку можно с минимальными вложениями: программы праздников найти в интернете, костюмы взять в прокат, реквизит купить на «Авито». При этом реально уложиться в 10 000 ₽. | |
Идея #3. Кофейня самообслуживания
| |
Кому подойдёт. Любому, кто хочет открыть свой бизнес. | |
Бюджет на старте. Цена зависит от компании-производителя оборудования. В среднем в 2024 году готовую кофейню самообслуживания можно открыть примерно за 310 000 ₽. | |
Идея #4. Производство неоновых вывесок
| |
Кому подойдёт. Любому, кто хочет открыть свое дело. | |
Бюджет на старте. От 100 000 ₽ ― на материалы, привлечение клиентов и съём помещения под мастерскую. | |
Кому подойдёт. Тем, кто любит делать что-то своими руками: печь торты, вязать игрушки, плести корзины. | |
Бюджет на старте. На старте придётся потратиться на инструменты и сырьё. Например, для вязания игрушек нужны крючки и нитки. В зависимости от пряжи и размера игрушки 5000 ₽ может быть достаточно. | |
| Спецпроект: тренды и прогнозы рекламной отрасли. Лидеры рынка поделились своим видением будущего: интерес к ИИ не угас, крупный бизнес борется за YouTube-авторов, стоимость контакта в Telegram влияет на лояльность рекламодателей и другие тренды.
| Apple показала iOS 18. Так, с новой ОС пользователи смогут упорядочивать фото в галерее и менять внешний вид иконок приложений. Операционная система будет интегрирована в iPhone 16. Хорошо, что у меня старенький айфон — не нужно разбираться со всей этой белибердой. | |
| Угадайте, каких специалистов ищут в этих вакансиях | Маркетолог — профессия «широкая». Они нужны любому бизнесу, но в каждой компании в эту должность вкладывают что-то своё. А уж когда речь заходит о смежных направлениях, работодатели умудряются назвать вакансию так, словно соревнуются в оригинальном HR-нейминге.
Решили узнать, как у вас с маркетинговой интуицией. Сможете по описанию обязанностей и условий работы понять, кого ищет компания-работодатель? Спойлер: в поисках правильного ответа вам точно пригодятся фантазия и немножко удачи. Только чур не гуглить! | | | Друзья, нужна ваша помощь. У нас в Словаре маркетолога всё сломалось: объяснения терминов на месте, а сами слова потерялись. Прочитайте определения и попытайтесь угадать, что это за термины. Если будет сложно — жмите на зелёные плашки и сверяйтесь с нашим Словарём. | | | | Создавайте чат-ботов в Telegram за пару минут | А вы знали, что в Unisender можно делать не только рассылки, но и чат-ботов? Выбирайте шаблон, адаптируйте текст и запускайте бота на тестирование. Процесс сборки даже проще, чем лего. |
• Автоматизируйте продажи — запускайте цепочки прогрева, выявляйте потребности и готовность к покупке, предлагайте релевантные офферы.
|
• Генерируйте прирост новых клиентов и вовлекайте текущих через игровые механики.
|
• Управляйте коммуникацией с клиентами с мобильных устройств, контролируйте качество сервиса и благодарите за доверие к бренду.
|
Реклама. ООО «Юнисендер Смарт» ИНН: 9731091240
| | | Как маркетологу быстро прокачаться в карьере? | Хорошая новость: в Unisender запустили карьерного чат-бота. Вот чем он будет полезен: |
• Проведёт собеседование по разным направлениям в области маркетинга. |
• Прокачает ваше резюме в формате бесплатного трёхдневного марафона. |
• Поможет найти work-life balance и справиться с выгоранием. |
• Поможет определиться с тем, какое направление в маркетинге стоит выбрать именно вам. |
До конца июня действует спецпредложение: за 1990 ₽ вам будут доступны все 6 карьерных программ + безлимитные вопросы консультанту в чате.
|
Реклама. ООО «Юни Платформа» ИНН: 9707003468
| | | | | |
Комментариев нет:
Отправить комментарий