Реальный опыт редактора Ozon | |
|
| Маркетологи — о том, что их волнует в маркетинге прямо сейчас. | |
| | | Привет! Меня зовут Кира, и я работаю с текстами, кажется, всю жизнь. Возможно, у меня ОКР, потому что мне всегда хотелось структурировать вообще всё, до чего я дотянусь — статьи, процессы, саму себя 🙂 В детстве я любила выстраивать идеальные конструкции из кубиков, а теперь строю редакции.
|
И в каждой редакции неизменно встаёт вопрос о редполитике — своде стандартов и правил, как писать тексты. Ставим ли точку в конце блока? Какую тональность используем? В каких случаях шутим?
|
Пока вы пишете в одиночку, с этими вопросами нет проблем — если ваша роль позволяет, вы просто сами анализируете, что у вас там в компании происходит, и принимаете соответствующее решение. Короче, рулите.
| А как только писать тексты начинают несколько человек, то тут появляется разнобой. Один пишет в очень мягкой тональности, другой использует рубленые короткие фразы со множеством тирешек, а третий любит эмодзи. И если речь идёт о пишущих специалистах, то особых проблем нет, можно сказать «Пишем в инфостиле» или «Тональность как у Яндекс Лавки», и все всё понимают. |
Но что делать, если у вас тексты пишут те, кто пишущим спецом не является? Дизайнеры, продакт-менеджеры или даже разработчики? Особенно это актуально в интерфейсах, ведь не у всех компаний есть UX-редакции.
| Если это ваша история, то спешу помочь: я продумала универсальный фреймворк для создания редполитики именно в таком случае. Откуда идеи, спросите вы? Всё просто — из личного опыта. В своё время я написала аж 3 редполитики: для телеком-компании, Delivery Club и для Ozon. Итак, пойдём по шагам.
| 1. Поговорите с причастными
|
Спросите у тех, кто связан с текстами, что им не нравится или что вызывает споры. Это поможет понять точки зрения разных участников и учесть их мнения при разработке документа. Важно: пока ничего не пишите на чистовую, только делайте себе пометки.
|
Например, в первый месяц работы в Ozon я опросила всех лидов дизайнерских команд, что им не нравится в текущих текстах. Почти все сказали, что тексты очень большие и перегружены смыслами, их тяжело читать. С этой информацией уже можно работать: ограничить количество знаков или предложений в блоках. А ещё можно задать правило, согласно которому оставляем в интерфейсах только самое главное, а остальное переносим в документацию.
|
Изучите ваш продукт самостоятельно, чтобы проанализировать текущие текстовые проблемы и выявить непонятки, которые часто встречаются в текстах.
|
Допустим, вы просмотрели приложение и поняли, что числа пишутся неконсистентно — иногда с пробелами в тысячных, а иногда с полупробелами. Или что все дизайнеры по-разному пишут слово «кешбэк». Зафиксируйте ваши наблюдения.
|
3. Примите решение по каждой боли
|
На основе анализа и обсуждений с коллегами необходимо принять конкретные решения по каждой выявленной проблеме. Это могут быть изменения в написании отдельных слов, подбор правильной тональности или специальные ограничения.
|
Например, для меня самым сложным решением был выбор диапазонов чисел. Сначала действовало правило по Мильчину: короткое тире без пробелов между числами типа 2–5 и длинное тире с пробелами между числами с дополнительными словами типа 2 октября — 5 ноября. Но в нём путалась даже я, а дизайнеры и продакты вообще не могли понять логику такого написания.
|
В итоге мы поняли, что в приложении есть места, где такие диапазоны могут соседствовать друг с другом. Например, когда выбираешь дату и время для отправки товара. А когда диапазон с пробелами и без пробелов стоит рядом, это выглядит, как будто приложение сошло с ума. Так мы решили прибить все диапазоны к одному простому правилу: всегда использовать среднее тире и полупробел. Это сняло много проблем и непонимания.
| | | 4. Примерьте ваши решения на форматы
|
Сходите к дизайнерам, если сомневаетесь, уточните, всё ли красиво. Примерьте решение ко всем форматам и элементам приложения.
|
Допустим, вы решили писать «рубль» только словами, никаких знаков рубля. Записали, внедрили — работает правило, красота! Но через пару дней к вам приходит команда товарной плитки и жалуется, мол, суммы не влезают в формат, если писать «10 000 рублей». В таком случае вам придётся переделывать правило или вносить исключения в редполитику.
|
Чтобы такого не допускать, все будущие правила нужно изучить и примерить на форматы заранее. А для этого нужно поговорить с теми, на кого будет влиять решение по тексту.
|
5. Выберите удобный формат для вашего файла
|
Решите, в каком формате вы будете делать редполитику: это может быть документ в электронном виде, веб-страница, презентация, проект в Figma и пр.
| Как копирайтер старой закалки, я сразу начала писать гайд во внутреннем «Конфлюенсе» Ozon. Это было удобно — не нужно просить дизайнеров сделать оформление, я могу быстро обновить и отредактировать текст, плюс это секьюрно. Но дизайнерам было неудобно им пользоваться, т.к. для открытия файла нужно было включить VPN компании. Поэтому я попросила команду дизайн-системы разместить гайд внутри шоукейса ДС, чтобы правила написания текстов были под рукой у каждого дизайнера. Ну а версию без NDA мы выпустили наружу.
| Так выглядит наш открытый гайд по UX-текстам. Можно читать и вдохновляться
|
| | 6. Используйте лучшие практики
|
Изучайте чужие редполитики и анализируйте их. Берите то, что подходит вашей компании, переписывайте и отбрасывайте то, что не подходит. Если вы готовите редполитику для приложений, можно начать с гайда Ozon. |
Когда я пришла в Ozon, я сразу стала писать свой гайд по текстам в интерфейсе. Этот документ по сути является редполитикой, потому что там собраны правила написания разных элементов — от глоссария до контекста, от точек в конце блоков до тональности.
|
Редполитика — это живой документ, который нужно постоянно пополнять и проверять на актуальность. Следите за изменениями в индустрии, законодательстве, целях и ценностях организации.
| Если у вас в продукте появился новый раздел или формат, обдумайте, нужны ли дополнительные правила. Например, в какой-то момент мы с командой UX-редактуры стали писать ещё и релиз-ноутсы для сторов. Через некоторое время я добавила в гайд блок про то, как делать такие тексты.
| И ещё немного полезного для тех, кто решил создать свою редполитику.
|
💡 Редполитика всегда начинается с одного правила. Психологически очень тяжело начать редполитику. Кажется, что первая версия должна быть идеальной. Но вместо того, чтобы долго всё вылизывать, я рекомендую выпускать редполитику как можно скорее. Напишите самое важное, 1-3 правила, и сразу выпускайте на компанию. Анонсируйте всем, что вы будете пополнять её регулярно — пусть коллеги к этому привыкнут. Каждая последующая итерация будет даваться вам всё проще и проще.
|
💙 Всегда пишите примеры. Очень часто в редполитиках можно встретить советы в духе «Пишите дружелюбно, спокойно и полезно». Но в реальности такое не работает — у каждого своё понимание дружелюбности и полезности. Поэтому каждое правило нужно подкреплять примером «да/нет». Закатывайте в примеры распространённые ошибки, это поможет снизить их количество.
|
Скрин из UX-гайда Ozon: даём правило, иллюстрируем хорошим примером и плохим
|
| | 🛋 Информируйте коллег о редполитике. Ваш гайд не должен висеть в вакууме — им должны пользоваться. Для этого вам придётся ходить по командам и рассказывать про него. Только в таком случае есть шанс, что редполитика станет частью повседневной жизни ваших коллег. Публикуйте новости про свежие правила в общем чате, а когда у вас спрашивают, как что-то написать, кидайте ссылку на документ.
| | | Расскажите в ответном письме, как в вашей компании работают с текстами, каких правил придерживаются? | | | | Telegram-каналы про UX и интерфейсы | Создаёте сайты и приложения? Пишете тексты для интерфейсов? Исследуете пользовательский опыт? Тогда эта подборка идёт к вам! | |
Адовый UX. Примеры плохих интерфейсов, юикса и истории из личного опыта админа. | |
UX Notes. Исследования, уроки по текстам и дизайну, разборы интерфейсов. | |
Поясни за UX. Подборки инструментов, интервью с экспертами, задачки и тесты. | |
Плавучая редакция. Советы по интерфейсным текстам и редактуре, примеры, фейлы, контент-гайды. | |
Редач. База знаний для UX-писателей, вебинары, подкасты и митапы для новичков. | |
Сдоба. Полезное и вдохновляющее про исследования от UX-команды Контура. | |
Дольче вита в Авито. Лид UXW в «Авито» пишет о работе в крупной компании, собирает инсайты и откровения. | |
| Подборка креативов к 1 апреля. Бренды использовали различные форматы: от карточек и тестов до эксклюзивного мерча. Например, «Х5 Клуб» запустил линейку фирменной обуви, а в GeekBrains пошутили про работу в IT. Это вам не банальное «у тебя спина белая». | |
| Цели в Яндекс Метрике: как настроить и отслеживать конверсии | Современный бизнес не обходится одним каналом коммуникации с аудиторией. Он использует разные форматы рекламы, email-рассылки, SEO-оптимизацию, продвижение в соцсетях. Цели в Метрике помогают отследить, откуда покупатель пришёл и сколько раз посетил сайт, прежде чем сделать покупку. Эти и другие важные показатели можно узнать благодаря Яндекс Метрике и настройке конверсий.
В новой статье рассказали, что такое цели и конверсии, как они работают, как их создать и настроить в Метрике и как отслеживать путь пользователя на основе этих показателей. | |
| Новая неделя — новая игра. Ниже приводим определения четырёх слов. На кнопках — буквы, из которых эти слова состоят, только вперемешку. Ваша задача — отгадать, что за термины там прячутся. Если возникнут сложности, жмите на кнопки и переходите в Словарь маркетолога — там вы найдёте ответы и подробности о каждом слове. | | | | «Нужные слова» — совместный проект фонда «Арифметика добра» и Unisender | Словом можно не только ранить, но и вылечить, вдохновить и придать сил — если подобрать нужные слова. |
Мы собрали вдохновляющие истории сирот и решили рассказать их вам в формате рассылки. В письмах вы найдёте неожиданные истории о самых разных людях: от автослесаря, который благодаря тренингам фонда «Арифметика добра» открыл своё дело, до девушки, которая связала свою жизнь с музыкой, попала в эфир федерального канала и нашла свою семью.
|
Подписывайтесь на серию из пяти писем и следите за историями героев.
|
Реклама. ООО «Юни Платформа» ИНН: 9707003468
| | | 3-в-1: спецпредложение от Unischool | Только в апреле набор курсов «Маркировка рекламы», «Email-маркетолог» и «Аналитика рассылок» можно купить за 29 900 рублей. |
• Маркировка рекламы. Расскажем, как правильно маркировать рекламу, какую ОРД-платформу выбрать и как избежать частых ошибок при маркировке.
|
• Профессия Email-маркетолог. Флагманский курс школы, который подходит для начинающих специалистов.
|
• Аналитика рассылок. Курс для email-маркетологов, которые хотят повысить эффективность своей работы и научиться проводить качественный анализ рассылок.
|
Курсы будут доступны 6 месяцев в записи, вы сможете проходить их в любое удобное время. А сразу после оплаты вы получите 100% кешбэк на счёт в Unisender — эти деньги можно использовать на запуск email-кампании.
|
Реклама. ООО «Юни Платформа» ИНН: 9707003468
| | | | | |
Комментариев нет:
Отправить комментарий