| | Маркетологи — о том, что их волнует в маркетинге прямо сейчас | | | | | Арина ТулаеваРуководит маркетингом в Хабре, ex-руководитель отдела спецпроектов в Хабр Карьере, автор Telegram-канала «Арин, есть дело» | | | | Ещё год назад мы в Хабре любили масштабные задачи: долгие исследования, месяцы разработки, сложные процессы. Но всё это не давало нам расти с нужной скоростью. И здесь речь не столько про конкретные фреймворки, сколько про внутрянку, корпоративную культуру, вайбы, если позволите. Мы осознали, что упускаем главное — быстроту поиска решений. |
Если вы тоже устали от долгих циклов разработки, сложных проектов и бюрократии, а growth-хакинг у вас остаётся просто документом в Confluence, этот текст для вас. |
На стратсессии 2023-2024 мы обсудили, что хотим менять культуру Хабра и придумали такое выражение — культура фейлов. Смысл нам понравился, а название нет, потому что оно ставит в центр именно ошибки. Культуру фейлов мы решили заменить на культуру быстрого поиска. |
| | Что ты такое, культура быстрого поиска? |
Есть такое выражение — фейл фаст, фейл чип. Его часто используют в связке с лином и эджайлом. Оно описывает подход к разработке продукта, в котором компания не тратит все ресурсы на одну идею, а быстро тестирует множество вариантов. |
Культура быстрого поиска — это когда мы вместо того, чтобы поверить всем сердцем в одну единственную идею и долго на неё работать, быстро тестируем разные гипотезы, отбрасываем неподходящие и корректируем курс в зависимости от результатов. |
Чтобы расти. Даже проваленные гипотезы помогают находить точки роста. Чем больше гипотез протестировано, тем выше шанс найти работающие решения. |
Как это работает на практике |
1. Сбор идей. Важная часть культуры быстрого поиска. Мы небольшая команда, и нанимать growth-хакеров — дорого. Поэтому в каждом отделе появились ежемесячные встречи по генерации идей. Всё фиксировалось в таблице: |
— Гипотеза — Описание — Источник идеи — Влияние на метрики (прогноз) — Как проверяем — Кто проверяет — Метрика успеха |
После оценки идей они уходили в работу. |
2. Быстро и дешево. Две важных характеристики идеи — скорость проверки идей и их стоимость. Мы сознательно выбирали самые дешёвые способы тестирования. Например, вместо трёх месяцев разработки новой фичи — тестировали её макетами на небольшой группе пользователей. Первые месяцы нас ломало. Мы привыкли мыслить большими проектами. Но со временем адаптировались. |
3. Фокус на метриках. Раньше мы подводили итоги раз в квартал. Теперь — раз в месяц. Это помогло чётче понимать, какие гипотезы работают, а какие нет. |
4. Сомневаешься? Проверяй. Спорить о гипотезах бессмысленно. Мы приняли правило: если есть сомнения, лучше протестировать. Пусть результаты экспериментов сами двигают нас вперёд. |
У слова ошибка есть много заложенного внутрь негатива. Культура быстрого поиска помогла нам убрать эту стигматизацию. Каждый эксперимент, который не привёл нас к нужной метрике — это опыт и знания, которые мы получили для того, чтобы использовать их дальше. Культура быстрого поиска позволяла ошибаться безболезненно, потому что проверка экспериментов — дешёвая и быстрая. | | | Ещё одна важная часть культуры быстрого поиска — коммуникация ошибок. Чтобы ошибок не бояться, нужно о них говорить. |
| | Мы внедрили практику открытого обсуждения ошибок. На ежемесячных встречах мы не только обсуждали удачные гипотезы, но и открыто говорили про провальные. Руководители говорили про провалы на своей отдельной ежемесячной встрече, чтобы убирать стигматизацию на всех уровнях: между руководителями отделов и СЕО, и между руководителями и их сотрудниками. |
Когда идеи гипотез начали иссякать, мы обратились к dogfooding — так называется использование сотрудниками компании собственных продуктов. С догфудингом легче искать возможности для улучшений. Мы все стали больше пользоваться нашими продуктами и увидели улучшения там, где раньше их не замечали. Я, например, начала писать на Хабр. | Мы правда выросли за год. А ещё: |
— Скорость тестирования выросла в 2 раза — от идеи до проверки теперь проходит вдвое меньше времени. |
— Нарастили темп работы, развили чуйку, вышли на более точное прогнозирование и лучшую управляемость гипотезами. |
— Количество успешных гипотез увеличилось. |
— Главное — изменилось мышление: мы научились быстро искать и не бояться ошибок. |
| | Если вы хотя бы немного вдохновились — пробуйте, адаптируйте, тестируйте. Быстро и дёшево. И не бойтесь провалов. |
| | | | | | Маркетинг — это не только про цифры и аналитику. Маркетологу важно постоянно развивать свои мягкие навыки: креативность, гибкость мышления, коммуникабельность и стрессоустойчивость. Собрали небольшую подборку полезных книг для саморазвития. |
| | «Выйди из зоны комфорта», Брайан Трейси. Пригодится специалистам по маркетингу всех уровней. Новичков научит организовывать своё время и выстраивать рабочие процессы. Профессионалам поможет повысить продуктивность. Также будет полезна менеджерам, предпринимателям и всем, кто хочет улучшить навыки самоорганизации. |
«Антихрупкость», Нассим Талеб. Книга будет полезна маркетологам, предпринимателям и топ-менеджерам, которые сталкиваются с неопределённостью в проектах и хотят научиться извлекать выгоду из неожиданных ситуаций. Поможет развить гибкость и адаптивность, антикризисное мышление, долгосрочное планирование. |
«Игры, в которые играют люди», Эрик Берн. Психологический бестселлер будет интересен специалистам, которые работают с людьми — маркетологам, HR-специалистам, руководителям команды. Книга учит распознавать скрытые цели в общении, управлять собственными реакциями, понимать динамику взаимодействий. |
«Номер 1», Игорь Манн. Эта книга предназначена для маркетологов, предпринимателей, владельцев бизнеса, топ-менеджеров. Автор рассказывает о том, как создать и развить личный бренд, как ставить цели и строить стратегии по их достижению, как анализировать конкурентов и искать точки роста. |
«Просто космос», Катерина Ленгольд. С помощью этой книги можно научиться использованию Agile-подходов для планирования и структурирования жизни. Будет полезна тем, кто хочет грамотно организовать своё время и достигать целей без стресса. Книга учит справляться со множеством задач, придерживаться чётких целей и творчески подходить к их реализации. |
| | | | | | | Тест о работе с самозанятыми: знаете ли вы, как избежать этих ошибок? |
Представьте, что предприниматель по имени Максим недавно запустил бизнес по продаже запчастей для автомобилей. Теперь ему нужен красивый и удобный сайт: с каталогом товаров, корзиной и возможностью оформить заказ. |
Максим решил сотрудничать с самозанятым веб-дизайнером. Но как человек без опыта, он сталкивается с множеством вопросов: где искать, как договориться, что прописывать в договоре, как защитить себя от рисков и что делать, если возникнут проблемы? Давайте поможем Максиму найти исполнителя и получить сайт мечты. |
| | | | | Сегодня предлагаем вам заполнить пробелы в словах и угадать, какие термины мы спрятали под кнопками. Чтобы узнать правильный ответ, жмите на зелёные плашки и переходите в Словарь маркетолога. |
| | | | | | | | DeepSeek обогнал ChatGPT по размеру ежемесячной аудитории. В январе ежемесячная активная аудитория китайского чат-бота DeepSeek превысила 300 тыс. пользователей. Это больше, чем аудитория нейросети ChatGPT от Open AI на 15%. Эксперты считают, что популярность DeepSeek можно объяснить «эффектом новичка». |
Telegram вслед за «ВКонтакте» обошел YouTube по охвату. В январе 2025 года охват Telegram составил 90,6 млн пользователей. Это позволило мессенджеру обойти YouTube, охват которого составил 86,9 млн зрителей. При подсчётах учитывались десктопные и мобильные версии сайтов и приложений. |
| | | | | | | |
Комментариев нет:
Отправить комментарий